Кожедуб Иван Никитович

Иван Кожедуб

Биография одного из самых значительных летчиков Второй мировой войны, Ивана Никитовича Кожедуба. История о том, как деревенский парень стал маршалом авиации в Советском Союзе. В 1985 году он был назначен на эту должность. Однако он прожил всю войну и ни разу не был сбит огнем противника, что немаловажно в летном искусстве. Он был заслуженно награжден тремя звездами как Герой Советского Союза, что ставит его в ряд асов своего времени. Он был отцом двоих детей и преданным и любящим супругом.

Детство и юность

Иван Кожедуб

Иван Никитович Кожедуб родился 8 июня 1920 года в селе Ображеевка Глуховского уезда Черниговской губернии (ныне: Шосткинский район Сумской области, Украина). Он был последним и пятым ребенком в своей семье. Его отец, Никита Илларионович, был церковным администратором, культурным и знающим человеком. Мать Ивана, Стефанида Ивановна Веремес, была родом из деревни Крупец. Она ведет хозяйство, заботится о детях и приучает их к труду. В семье также живут братья Вани – Яша, Александр, Григорий и сестра Матрена.

Село Обрашевка расположено на севере Украины. Преподавание в школах, как правило, ведется на украинском языке, но, несмотря на это, люди могут говорить на русском и украинском языках. Именно отец привил Ване любовь к литературе – книгам Гоголя, Толстого и Чехова. Жена Коржедуба, Вероника Николаевна, позже вспоминала, что Иван Никитович “плохо” говорил по-русски, поэтому она часто заставляла его читать Пушкина, Лермонтова, Достоевского, Маяковского, Шолохова и других. Они с мужем заученно читали комедию Гоголя “Ревизор”. Это помогло Кожедубу стать хорошим оратором.

Ее родители, Кожедуб, жили в бедности, а мать была очень больна – постоянные нагрузки подорвали ее здоровье: она умерла в 1936 году. Его отец занимался всем, чтобы содержать семью: работал на полях и нанимал рабочих для землевладельцев. Отец строго учил своих детей: с ранних лет Иван помогал родителям по дому, сажал фруктовые деревья, ухаживал за скотом, добывал воду из колодца и ходил в лес за дровами. Позже, уже в зрелом возрасте, Кожедуб вспоминает, как отец отправил его следить за фруктовыми деревьями в садах. В те времена воровали очень мало и не было необходимости в охране. Таким образом, отец научил его преодолевать трудности, и он понял, что без него у семьи были бы трудности.

Иван Кожедуб был младшим ребенком в семье, поэтому мать любила его больше других детей и заступалась за него перед отцом. Он также любит свою мать и уважает отца, но боится открыто выражать свои чувства – он не хочет, чтобы другие мальчики думали, что он “маменькин сынок”.

В школе Иван – восторженный ученик, который любит свою первую учительницу Нину Васильевну. Однако денег катастрофически не хватало, поэтому отец забрал сына из школы и устроил его работать пастухом у своего дяди в соседней деревне. Через две недели Иван оставил стадо (он был на страже) и прибежал в дом отца, умоляя его позволить ему продолжить учебу. Отец жестоко избил сына (потому что он был высокомерен), но разрешил ему вернуться в школу.

В детстве Иван любил рисовать. Будучи студентом технического училища, он разрабатывал плакаты, настенные постеры и лозунги. Как он сам пишет: “Рисование дало мне способность к видению, зрительной памяти и наблюдению. Эти качества пригодились мне, когда я стал пилотом.

Иван Кожедуб

В 1934 году Иван Кожедуб окончил среднюю школу и в 14 лет поступил в школу рабочей молодежи (до этого он пытался поступить в духовой оркестр военной части в Шостке, но Иван был слишком мал). Он всегда с удовольствием занимался спортом. В возрасте 13 лет он научился отжимать двухфунтовые предметы одной рукой.

Он также увлекался техникой, педагогикой и живописью (его отец мечтал, что его сын станет художником, и с удовольствием показывал картины Ивана односельчанам). После установления советской власти мальчик не знал, кем он хочет стать. Он преуспел в педагогике, часто занимаясь с отстающими учениками по просьбе своего первого учителя, чтобы помочь им преодолеть их интеллектуальные недостатки. Хотя в то время его сердце было приковано к авиации, он мечтал о карьере в армии. Однако судьба изначально сложилась иначе. Первой работой молодого Кожедуба была работа библиотекаря с зарплатой в 100 рублей. Именно на этой работе молодой Иван познакомился с миром книг. По своему обыкновению, он взял свою первую зарплату домой и купил сладости и хлеб. Ему недолго оставалось занимать эту должность – страна переживала период индустриализации, и рабочей силы не хватало, поэтому после встречи с отцом молодой человек решил получить профессию и пойти работать на завод. В Советском Союзе разрешалось работать с 17 лет – помощником бригадира или подмастерьем. Иван был не того возраста. Мастер в цехе завода стройматериалов указал на это и сказал, что он слишком молод.

Читайте также:  60-й учебный центр боевого применения Ракетных войск и артиллерии (в/ч 47209)

В 1936 году Иван сдал вступительные экзамены и поступил в Химико-технологический институт (Шостка). Будучи студентом, он читал много технической литературы и продолжал упорно тренироваться. Повзрослев, Коздуб понял, что летчик должен быть сильным и выносливым, чтобы освоить пилотирование – именно поэтому спорт очень пригодился ему во время службы. На третьем курсе он записался в Лётный клуб – возможность стать пилотом и надеть военную форму.

После окончания аэроклуба, где он научился летать на самолете По-2 и совершил несколько прыжков с парашютом, Кожедуб поступил в авиационную школу при Чугачской военной авиационной школе, которую окончил в 1941 году. Именно здесь он впервые осознал свою ответственность как советский солдат, присягнувший защищать Родину. Именно здесь Кожедуб научился летать на истребителях УТ-2, УТИ-4 и И-16.

Великая Отечественная война и подвиги Кожедуба

Иван Кожедуб

Иван служил в авиационной школе, когда началась Великая Отечественная война: он был инструктором (с 1941 года), обучая летать новых курсантов. Лучших студентов забирали в армию.

В 1941 году авиационная школа была переведена в глубокий тыл (в Казахстан под Шымкент) для дальнейшего обучения новых пилотов. По словам Кожедуба, невозможно передать волнение курсантов школы, когда они ждали новостей, читали газеты и слушали военные сводки по радио. Они радовались и гордились успехами своих одноклассников, которые уже были на фронте и отличились в боевых вылетах. Все, кто оставался в школе, мечтали о том, что со временем отправятся на фронт сражаться с врагом.

С 1941 года Кожедуб несколько раз подавал заявления об уходе на фронт, но каждый раз получал отказ. Ему объяснили, что он нужен школе для обучения пилотов. Несмотря на эти отказы, он много работал, изучая тактику воздушного боя (для чего собирал вырезки из газет и других источников) и передавая свой опыт ученикам.

В 1942 году был получен приказ отправить сержанта Кожедуба на фронт в составе 240-го истребительного полка. Последняя тренировка перед отправкой в армию проходила на аэродроме. Здесь он научился управлять самолетом Ла-5.

Весной 1943 года Иван Никитович работал на Воронежском фронте. 26 марта 1943 года Кожедуб совершил свой первый боевой вылет. Его постигла неудача: самолет был сильно поврежден – он попал под зенитный огонь немцев и советских солдат. Каким-то чудом он посадил самолет на своем аэродроме и сохранил его в целости и сохранности.

За этим инцидентом последовала серия боевых вылетов, сопровождение истребителей и бомбардировщиков на фронт, и все они были успешными. Путем постоянных усилий с ошибками Иван вскоре научился проводить маневры противовоздушной обороны, выполнять разведывательные задания, передавать сообщения и действовать в качестве связного между формированиями.

В конце июня 1943 года Ивану Никитовичу было присвоено звание второго лейтенанта. Он стал старшим летчиком, а чуть позже – командиром вылета. В августе 1943 года лейтенант Кожедуб стал командиром эскадрильи, а 6 августа 1943 года – получил свою первую награду – Красный флаг.

В это время в Германии началась полная мобилизация, появились новые виды вооружения – танки “Тигр” и “Фердинанд”. Советские войска начали подтягиваться к Курскому выступу накануне крупного сражения. Все были начеку.

6 июля 1943 года Иван участвовал в битве на Курском выступе и сбил свой первый вражеский бомбардировщик Юнкерс-87. 7 июля Иван сбил еще один Ю-87, а 9 июля – два Мессершмитта-109.

В одном бою Коздубу пришлось в одиночку сражаться против 18 вражеских бомбардировщиков. Пилоты, прикрывавшие его, были слишком горячи и ушли далеко за линию фронта, оставив командира одного на поле боя. Во время сражения Иван использовал все свои навыки маневрирования, быстрой атаки, анализа ситуации и соответствующих действий. Чудом ему удалось вернуться на аэродром – у него остался только бензин, чтобы посадить самолет. Коздуб не покидал поле боя, защищая сражающихся внизу людей – пехоту, танкистов, артиллерию.

Во время битвы за Днепр Иван сбил 11 самолетов противника за 10 дней. Каждый из этих и последующих боев был трудным и напряженным, требующим быстрой реакции и концентрации. По мнению Коздуба, для любого пилота в небе важна командная работа, идеальное взаимодействие между лидером и ведомым. Один атакует, а другой укрывается. Командная работа пары стала залогом того, что пилот вернулся на аэродром живым.

Иван Кожедуб - Иван Никитович

В своей книге Коздуб пишет, что самое трудное на войне – это узнать о смерти ближайшего товарища. В такие моменты возникает горечь, которая сменяется гневом и страстью, желанием убить двух вражеских солдат за каждого убитого товарища.

Читайте также:  Перечень воинских частей Магадана и Магаданской области

12 октября 1943 года Иван принял участие в ожесточенном бою, задачей которого было прикрытие переправы через Днепр. Во время боя с бомбардировщиком (который был сбит) самолет Кожедуба загорелся. Он должен был действовать быстро: в этот момент он уже находился на вражеской территории. Пилот решил выбрать объект для тарана, чтобы его смерть не была напрасной. Поэтому в последний момент, когда он направил свой самолет на группу немцев, пламя на самолете погасло, и опасность на мгновение исчезла. Иван управлял своим самолетом и поднимался вверх. Ему удалось добраться до аэродрома и посадить свой самолет.

Эскадрилья Ивана Никитовича принимала участие в освобождении Украины, битве на Днепре, битве в Молдавии, а задачей Кожедуба была защита с воздуха переправы через реку Намбуга.

4 февраля 1944 года – Ивану Кожедубу присвоено звание Героя Советского Союза. С августа 1944 года он стал заместителем командира 176-го истребительного полка (1-й Белорусский фронт) и научился летать на истребителях Ла-7.

Воздушная война 1944 года была еще более интенсивной. Шло постепенное освобождение советских земель от фашистов, и в мае 1944 года пчеловод Василий Конев сделал подарок Ивану Никитовичу, который на свои личные сбережения построил новый самолет Ла-5ФН.

С января 1945 года Иван Кожедуб в составе полка принимал участие в операции “Висла-Одер”. В истории было одно сражение, в котором Кожедуб возглавил воздушную кампанию с соотношением шесть советских летчиков на 30 фашистских самолетов, а в другом сражении два советских самолета на 40 бомбардировщиков. И группа Коздуба выигрывала такие бои (сбивая противника с толку), заставляя немецких летчиков переходить на летную работу.

В середине апреля 1945 года Красная Армия вступила на территорию Германии. Из последних сил и с удвоенной яростью гитлеровцы отбивали атаки советских войск, но преимущество оставалось на стороне Красной Армии.

За время Великой Отечественной войны Иван Кожедуб совершил 326 боевых вылетов, принял участие в 126 воздушных боях и сбил 62 самолета противника. Иван Никитович ни разу не был сбит и стал лучшим авиационным асом Второй мировой войны.

К сожалению, не раз за время войны между союзниками возникало недопонимание, как это случилось весной 1945 года, когда Коздуб сбил два американских P-51. По словам советского летчика, во время полета над Берлином он заметил американские истребители и вступил в бой с парой немецких самолетов, угрожавших союзникам. Однако из-за ошибки американцы начали атаковать самолеты Ивана Никитовича. Возмущенный, Коздуб дал отпор: первый самолет был сбит, а второй взорвался в воздухе. Эта история показывает, что Иван Никитович не позволил никому уйти от наказания, он рисковал своей жизнью и, возможно, карьерой, чтобы постоять за себя.

На протяжении всей войны Иван Кожедуб никогда не забывал своего отца, который оставался в оккупированном селе Образеевка и писал ему. Никита Илларионович умер 17 мая 1945 года и после окончания войны так и не увидел своего сына.

Военная служба

Иван Никитович-Козейдуб

Военная карьера Ивана Никитовича продолжилась после Второй мировой войны: он решил получить высшее образование. в 1949 году он окончил Военную академию Красной Армии имени Н.Е. Жуковского, учился на командном факультете, где получил дипломную работу на “отлично”. Именно здесь Кожедуб освоил управление самолетом Як-17.

Обучение в Академии ВВС было трудным: многочисленные друзья и знакомые часто приглашали его или заходили сами, тем самым отвлекая его от учебы. Кожедуб был добрым и сострадательным человеком, поэтому он не мог им отказать.

После учебы в академии майор Кожедуб был назначен заместителем командира 31-й истребительной авиационной дивизии (под Баку). Иван Никитович не успел уехать из Москвы, как ему предложили новую должность – помощника командира 324-й истребительной авиационной Сверре Краснознаменной дивизии.

20 октября 1950 года подполковник И.Н. Кожедуб получил звание “Военный летчик первого класса”, которым был очень доволен. 17 ноября 1950 года Иван Кожедуб получил должность – командир 324-й истребительной дивизии.

Военные действия в Северной Корее начались 25 июня 1950 года. Это официальная дата: противостояние между Соединенными Штатами и Советским Союзом можно наблюдать сразу после окончания Второй мировой войны.

Причиной военных действий стало разделение Кореи на Южную Корею – во главе с Сингманом Ри – и Северную Корею – во главе с Ким Ир Сеном – что вызвало гражданскую войну.

16 сентября 1950 года – Соединенные Штаты наносят воздушные удары и вторгаются в Северную Корею. Корейская народная армия несет тяжелые потери. Тогда власти обращаются за помощью к Сталину.

Мао Цзэдун встал на сторону Северной Кореи: он отправил армию численностью около миллиона человек к китайской границе. Однако победа была невозможна без поддержки с воздуха.

Читайте также:  Черкесск и Карачаево-Черкесская Республика.Список воинских частей

Коздуб был направлен в Китай для обучения китайских летчиков воздушной тактике (высшее командование запретило Ивану Никитовичу участвовать в боевых вылетах). Обучение было тяжелым: сказывался уровень образования и недоедание китайских солдат (которые были намного слабее советских). Сталин обиделся на это и обвинил командиров в том, что они опускают руки при обучении новобранцев.

Благодаря волевым и коммуникативным качествам Кожедуба, ему удалось наладить работу подразделения. Бои были ожесточенными, многие бойцы дивизии пали в бою, но Кожедуб завоевал превосходство в небе. Статистика показывает, что во время Корейской войны советские летчики совершили 64 300 боевых вылетов, провели 1 872 воздушных боя и сбили 1 106 самолетов противника.

2 июня 1951 года – Иван Никитович Кожедуб награжден медалью “За Корею” и пятым Красным Знаменем за успешное командование. Корейская война сильно подорвала здоровье Кожедуба. Он пробыл в Корее и Китае в общей сложности 305 дней (2 апреля 1951 года – 30 января 1952 года).

Послевоенные годы

Иван Никитович-Козедуб

В 1955 году Коздуб поступил в Военную академию Генерального штаба имени К.Е. Ворошилова. Обучение продолжалось в течение двух лет. На первом курсе студентов готовили к командованию дивизией, на втором – армией.

Июнь 1962 – август 1963. – Кожедуб был командующим 76-й воздушной армией.

1964-1971 гг. – Кожедуб был первым заместителем командующего ВВС Московского военного округа.

В 1971 году Иван Никитович служил в Центральном аппарате ВВС.

С 1978 года Иван Никитович – член Генеральной инспекции Министерства обороны СССР.

7 мая 1985 года к 40-летию победы Ивану Кожедубу было присвоено звание маршала авиации.

Ни одна биография Кожедуба не будет полной без упоминания о его общественной деятельности. Он был представителем Верховного Совета СССР, а также представителем народа.

Иван Никитович был примером мужества и самоотверженности для будущих поколений. Его мужество, его патриотизм, его стремление постоянно учиться новому, его ораторское искусство – вселяли во многих солдат глубокое уважение и стремление к нравственному росту.

Иван Никитович Кожедуб умер 8 августа 1991 года. Его именем названы улицы в Москве и других городах России и Украины. Также есть бюст в Центральном музее Великой Отечественной войны в Москве и еще один в селе Образеевка.

Награды

Иван Никитович Козедуб

Почетная грамота.

02. 1942 – старший унтер-офицер

05. 1943 – младший лейтенант

08. 1943 – лейтенант

11. 1943 – старший лейтенант

04. 1944 – капитан

11. 1944 – майор

01. 1949 – подполковник

01. 1951 – полковник

08. 1953 – генерал-майор ВВС

04. 1962 – генерал-лейтенант ВВС

04. 1970 – генерал-полковник авиации

05. 1985 – Маршал авиации

Награды.

02. 1944 – Герой Советского Союза (за 146 боевых вылетов и 20 сбитых самолетов противника)

08. 1944 – Герой Советского Союза Золотая Звезда и орден Ленина (за 256 боевых вылетов и 48 сбитых самолетов противника)

08. 1945 – третий орден Героя Советского Союза “Золотая Звезда” и орден Ленина (за высокое воинское мастерство, личное мужество и отвагу, проявленные в годы войны)

Командир семи Краснознаменных (июль 1943, сентябрь 1943, март 1945, июнь 1945, июнь 1951, февраль 1968, июнь 1970).

Кавалер ордена Александра Невского (31 июля 1945 года).

Кавалер ордена Отечественной войны I степени (6 апреля 1985 года).

Дважды кавалер ордена Красной Звезды (июнь 1955, октябрь 1955).

Кавалер ордена Советских Вооруженных Сил “За заслуги перед Отечеством” II степени (22 февраля 1990 года)

Кавалер ордена Вооруженных Сил СССР “За заслуги перед Отечеством” III степени.

Получил иностранные награды.

Кавалер ордена Красного Знамени (Монголия).

Кавалер ордена “За заслуги перед Отечеством” (ГДР).

Командор Ордена Возрождения Польши.

Кавалер ордена Свободы и Независимости (КНДР).

Личная жизнь

Иван Никитович Козедуб

2 января 1946 года Иван Кожедуб женился на Веронике Николаевне Кордашевой, красивой и энергичной женщине. Через год у молодой пары родилась дочь Наташа, а 24 ноября 1952 года родился сын Никита.

Жили они скромно, имели большую виллу в Монино (она предназначалась для авиационных генералов и маршалов – членов военного совета ВВС).

Дочь, Наталья Ивановна, училась в МГУ на филологическом факультете, а затем в МГИМО на экономическом факультете. в 1966 году она вышла замуж, а в 1970 году родился его старший внук, Иван Никитович Василий Витальевич.

Младший сын Никита окончил Суворовское военное училище и в 1970 году поступил в Высшее военно-морское командное училище имени М.В. Фрунзе. В 1975 году он женился на Ольге Федоровне, а в 1982 году родилась их дочь Аня.

Иван Никитович Кожедуб умер от сердечного приступа 8 августа 1991 года в своем большом имении в Монино (Москва). Он был похоронен на Новодевичьем кладбище.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
ВоенчастиРФ.ру